Директор поневоле: может ли пристав запретить компании-должнику менять руководителя
15.02.2017 16:55 | КАРТОТЕКА Администратор ЭТПЧто может и не может делать судебный пристав, чтобы обеспечить выплату долгов в рамках исполнительного производства? Для одной компании история закончилась тем, что для обеспечения выплаты долга запретили менять генерального директора – несмотря на то, что его полномочия истекали. Две инстанции сочли такое решение законным. Заявитель продолжил настаивать: принудительный труд – вне закона, а запрет на смену руководства не поможет расплатиться с долгами. К доводам прислушались только в кассации – Арбитражном суде Московского округа.
Руководитель поневоле
У ООО "Вокзал-Инфоком" накопились долги, но судебный пристав Гагаринского ОСП по Москве Дмитрий Красиков не нашел ни денег, ни имущества, чтобы заплатить кредиторам. Он решил запретить компании проводить реорганизацию юрлица, продавать и передавать имущество, а также менять генерального директора. Должник уклоняется от выплаты, решил пристав, и глава компании знает, что за такое грозит уголовная ответственность. Постановление он вынес 4 сентября 2015 года, а через пару месяцев, 25 октября, истекали полномочия директора компании.
В фирме не согласились с запретом менять гендиректора. Это никак не поможет выплате долгов, а к тому же нарушает право на ведение хозяйственной деятельности, решили в компании, и обжаловали постановление в этой части. "Вокзал-Инфоком" уверял, что не бездействует и ищет возможности погасить долг.
Директор как гарантия выплат
Арбитражный суд города Москвы и 10-й ААС отклонили требования компании (№ А40-15772/16). Пристав исполнял свои обязанности, указали судьи двух инстанций. Исполнительное производство не окончено, задолженность не погашена, а запрет на смену гендиректора отвечает задачам исполнительного производства, решили в судах.
Суды обратили внимание, что закрытого перечня исполнительных действий в законе нет (ст. 2, 68-го Закона "Об исполнительном производстве"). А значит, есть возможность запретить смену гендиректора организации. Учитывая, что должник уклоняется от выплаты, смена руководителя только подтвердила бы намерение уйти от ответственности, согласился суд.
Руководитель может уйти
Тогда представители компании подали кассационную жалобу в Арбитражный суд Московского округа в связи с неправильным применением закона. В АС МО коллегия под председательством судьи Натальи Буяновой заключила: заявитель прав. Перечень действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель, открытый. Но суды сделали из этого неправильные выводы. Действия пристава должны помогать исполнить требования, которые указаны в исполнительном документе, и при этом не противоречить нормам права, обратили внимание в ВС. При этом, чтобы сохранить имущество должника и взыскать долги за его счет, можно запретить переход прав на имущество, указано в постановлении по делу.
Однако в деле "Вокзал-Инфоком" суды не объяснили, как запрет на смену гендиректора может помочь появлению у компании денег или имущества для погашения долгов, обратили внимание судьи АС МО. И напротив, они сочли справедливыми опасения должника, что решение пристава Красикова может создать препятствия для работы фирмы.
Принудительный труд запрещен, указал в кассационной жалобе заявитель, а значит, и заставить директора с истекшими полномочиями исполнять свои обязанности нельзя. При этом отсутствие гендиректора фактически парализует деятельность компании, признали судьи. Директора действительно можно привлечь к ответственности за уклонение от выплат по исполлисту, но это еще не предлог запретить смену руководителя, решила "тройка" кассации. Они учли, что директор к ответственности пока не привлечен, и постановили отменить судебные акты нижестоящих судов.
Артем Сафонов, юрист Saveliev, Batanov & Partners, согласен с решением суда Московского округа. По его словам, обеспечительные меры в виде запрета на изменения в ЕГРЮЛ практически не используются в случаях, подобных делу "Вокзал-Инфокома". "К этому обычно прибегают не судебные приставы-исполнители, а суд по корпоративным спорам, – говорит Сафонов. – Именно в корпоративных спорах такая мера обеспечения часто связана с предметом иска и может предотвратить серьезные негативные последствия".
Право. ru